ИНФОРМАЦИЯ О ДЕСЯТИЛЕТИИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий.
Его основные цели - привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества и рост знания людей о достижениях Российской науки.
Десятилетие науки и технологий в России включает в себя комплекс инициатив, проектов и мероприятий. Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны.
«Национальные проекты России представляют собой масштабные государственные программы, направленные на развитие ключевых сфер жизни общества. Эти долгосрочные инициативы, реализуемые по поручению Президента России Владимира Путина, призваны внести существенные изменения в экономику, социальную сферу и инфраструктуру, а также улучшить качество жизни людей.
С 2025 стартует реализация новых национальных проектов, рассчитанных на период до 2030 года, включая:
• «Семья»
• «Кадры»
• «Молодежь и дети»
• «Продолжительная и активная жизнь»
• «Новые технологии сбережения здоровья»
• «Экологическое благополучие»
• «Инфраструктура для жизни»
• «Международная кооперация и экспорт»
• «Эффективная транспортная система»
• «Туризм и гостеприимство»
• «Транспортная мобильность»
• «Экономика данных и цифровая трансформация государства»
• «Эффективная и конкурентная экономика»
• «Средства производства и автоматизации»
• «Беспилотные авиационные системы»
• «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»
• «Новые материалы и химия»
• «Новые энергетические технологии (в том числе атомные)»
• «Перспективные космические технологии и сервисы».
Особое внимание в рамках национальных проектов уделяется развитию научной и образовательной сферы. Национальный проект «Наука», действовавший с 2018 года, трансформировался в национальный проект «Наука и университеты», сохранив свою ключевую направленность на развитие научно-образовательной инфраструктуры, поддержку научных исследованийиразвитие высшегообразования. С 2025года большая часть мер перешла в национальный проект «Молодежь и дети».
Государство уделяет этому особое внимание, предоставляя молодым людям широкий спектр высококачественных образовательных программ, стипендий, грантов и других возможностей для самореализации.»
ОСНОВНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ МИНОБРНАУКИ РОССИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Передовые инженерные школы (нацпроект «Молодежь и дети»)
Проект «Передовые инженерные школы» направлен на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров для обеспечения технологического суверенитета страны. Ключевая задача – создание новой модели инженерного образования, ориентированной на потребности современной экономики и высокотехнологичных отраслей. ПИШ реализуют ведущие университеты и компании-партнеры, нацеленные на формирование комплексных компетенций для решения актуальных инженерно-технических задач.
Цель: К 2030 году создать не менее 50 новых передовых инженерных школ дополнительно к 50 имеющимся, то есть в общей сложности развернуть по стране сеть из 100 таких школ, которые будут готовить специалистов высшей квалификации.
Студенческие общежития играют ключевую роль в университетской жизни, обеспечивая комфортные условия для проживания и обучения. В Россиимногие общежития нуждаются в обновленииимодернизации, чтобы соответствовать современным стандартам комфорта и безопасности. Приоритетным направлением для университетов должно стать комплексное улучшение условий в студенческих общежитиях, включающее капитальный ремонт зданий развитие инфраструктуры, а также создание комфортной атмосферы, стимулирующей социальные взаимодействия и культурно-досуговые мероприятия.
Инвестиции в общежития — это вложение в будущее, поскольку современные и комфортные условия проживания повысят качество жизни студентов, создадут благоприятную среду для обучения и укрепят привлекательность вузов для абитуриентов. Важно, что студенческие общежития — это одна из составляющих университетской экосистемы, и их модернизация является инвестицией в будущее российских университетов и их студентов.
Цель — отремонтировать 800 общежитий.
Всероссийская олимпиада студентов «Я-профессионал» (нацпроект «Молодежь и дети»)
Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал» – уникальная платформа для студентов различных направлений подготовки: технических, гуманитарных, естественно-научных, педагогических, аграрных и медицинских.
Дипломы, полученные участниками, позволяют претендовать на льготы при поступлении в ведущие вузы страны. Для самых сильных участников олимпиады предусмотрены денежные премии, размер которых зависит от категории участия «Бакалавриат» или «Специалитет /магистратура».
Дипломанты имеют возможность пройти стажировку в крупных российских компаниях, что способствует практическому усвоению знаний и развитию профессиональных навыков. Участники олимпиады получают доступ к вакансиям компаний-партнеров, консультациям HR-специалистов, а также к онлайн-мероприятиям и экскурсиям, что создает дополнительные возможности для карьерного роста и профессионального развития.
«ArtMasters» — это масштабный чемпионат, который объединяет специалистов в области медиа, дизайна, кино, телевидения, музыки, технологий и театра. Экспертный совет чемпионата состоит из ведущих профессионалов, что обеспечивает высокий уровень оценки работ участников. В рамках соревнований победителям основной возрастной категории вручаются денежные сертификаты, которые могут быть использованы для образовательных целей, приобретения профессионального оборудования или реализации собственных проектов. ArtMasters также предлагает партнёрскую программу, включающую предоставление оборудования, материалов и услуг, необходимыхдля успешнойработы, а также стажировкив ведущихкомпаниях
и интеграцию в актуальные проекты креативных индустрий.
Эти соревнования служат платформой для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, позволяя молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, что содействует реализации крупных креативных инициатив под руководством опытных наставников.
Олимпиада Open Doors предоставляет талантливым иностранным студентам возможности для обучения, саморазвития и академического роста. Молодые люди из разных стран мира ежегодно участвуют в интеллектуальныхсоревнованияхпо14междисциплинарным направлениям. Участие в Олимпиаде бесплатное, полностью в онлайн-формате, на английском и русском языках.
Победа в Олимпиаде открывает двери в ведущие российские университеты. Участники могут поступить на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры или аспирантуры либо получить позицию в научно-исследовательском проекте. Победители получают право на бесплатное образование с возможностью выбора университета и программы на английском или русском языках.
Все этапы Олимпиады и последующего выбора программы иуниверситета реализованыпосистеме «одноокно»с поддержкойучастников в режиме 24/7.
Талантливым иностранным абитуриентам предоставляется шанс получить грантовую поддержку, которая покроет сопутствующие расходы на обучение в российских университетах.
За счет гранта покрываются расходы на перелет в Россию и обратно, проживание и добровольное медицинское страхование, а также ежемесячные выплаты, которые частично компенсируют повседневные расходы иностранных студентов.
Грантополучатели отбираются среди победителей олимпиады Open Doors. Гранты распределяются по ранжированному рейтингу победителей и призеров олимпиады Open Doors.
Информация о грантах будет размещена на сайте Международной олимпиады Ассоциации «Глобальные университеты»: https://od.globaluni.ru
«Летний университет» и «Зимний университет» – это международные образовательные проекты, направленные на укрепление связей и сотрудничества между студентами из различных стран, а также на повышение престижа российского высшего образования.
Основнойцелью«Зимнегоуниверситета»являетсясодействие развитию связей между молодыми специалистами в инженерной сфере, а также углубление международного сотрудничества и повышение квалификации студентов в области инженерных наук.
Цель «Летнего университета» заключается в популяризации российского высшего образования среди иностранных студентов, развитии их профессиональных навыков, а также ознакомлении с культурными особенностями, традициями и историей различных регионов России.
Ссылка на сайт «Летнего университета»: https://summeruniversity.ru
Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь» объединяет клубы, которые стремятся воспитать социально ответственную молодежь, ориентируясь на духовные и исторические ценности России. Основная задача Ассоциации — формирование образа патриота среди студентов и внедрение системного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию в вузах.
Клубы Ассоциации играют важную роль в развитии молодежной культуры, формируя активную гражданскую позицию студентов, а также развивая лидерские качества и навыки командной работы. Они организуют разнообразные мероприятия и акции, помогая студентам осознать свою связь с историей и культурой страны. Ассоциацией транслируется федеральная патриотическая повестка, которая активно интегрируется в деятельность клубов по всей стране через систему методической поддержки, создаются условия и возможности для развития компетенций активистов клубов, обмена опытом и взаимодействия, а также поддержки локальных патриотических инициатив, что способствует эффективной координации деятельности студенческого патриотического сообщества.
Конкурсы Российского научного фонда (РНФ), направленные на поддержку проектов по выполнению прикладных научных исследований, параметры результатов которых определяет квалифицированный заказчик, являются примером успешного сотрудничества науки и бизнеса для достижения технологического суверенитета страны.
В 2025 году РНФ запустит новую линейку конкурсов на гранты по выполнению прикладных проектов, основной задачей которых станет создание технологических решений в сфере средств производства и автоматизации, а также транспортных технологий для различных сфер применения (море, земля, воздух), новых материалов и химии.
Особенностью этих конкурсов является то, что тематики проектов будут отражать направления научно-исследовательской программы национального проекта технологического лидерства, а их результаты направлены на создание важнейших наукоемких технологий.
Фонд регулярно проводит конкурсы на получение грантов по самым разным направлениям, с различными требованиями и условиями. Размер грантов варьируется в зависимости от типа проекта и его сложности.
К 2030 году сеть центров карьеры в российских университетах значительно расширится: количество действующих центров увеличится с 162 до 238. Предусмотренные изменения включают станут создание, тиражирование и последующая ежегодная актуализация единой модели функционирования системы центров карьеры, содействие образовательным организациям в вовлечении представителей индустрии, последующем трудоустройстве студентов и выпускников в региональные отраслевые компании, проведение оценки квалификации (компетенций) студентов и выпускников, проведение комплекса образовательных, просветительских и профориентационных мероприятий. Все эти инициативы направлены на совершенствование трудоустройства студентов и укрепление связи между образовательной системой и рынком труда.
Проект направлен на повышение производительности труда университетов путём распространения управленческого опыта применения «бережливых технологий» и научной организации труда, методов, технологий и практик, способствующих повышению эффективности университетов.
Ключевая задача – повысить эффективность деятельности российских университетов путем создания культуры высокой производительности труда среди всех сотрудников, а также системы непрерывных улучшений и устранения организационных потерь в обеспечивающих и сопровождающих процессах. Для этого будет проведена комплексная работа по поиску резервов роста производительности труда, использование передового опыта университетов в виде «коробочных решений» для трансляции по всей системе высшего образования, которые будут «распаковываться» командами изменений на местах.
В рамкахмероприятия планируется до2030года обучить5000студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования в интересах организаций сферы производства и автоматизации.
Обучение будет проходить по специализированным модулям, разработанным (или актуализированным) под запросы предприятий сферы производства средств производства и автоматизации, в рамках целевого обучения (срок обучения – не более 1 года).
Проведение обучения нацелено на удовлетворение кадрового дефицита и наращивания кадровой обеспеченности станкоинструментальной отрасли.
Консорциумом образовательных организаций, сформированным на базе МГТУ «СТАНКИН», организуется внедрение дополнительных профессиональных программ, объединенных в единое цифровое пространство в интересах организаций сферы производства средств производства и автоматизации. Пройти обучение в рамках дополнительных профессиональных программ смогут не только представители организаций сферы производства и автоматизации, но и представители отраслей потребителей, а также представители научно-педагогических кадров организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.
Проведенные мероприятия по дополнительному профессиональному образованию позволят заложить основу для достижения целей технологического лидерства Российской Федерации, а также комплексного повышения производительности отрасли на базе отечественных средств производства и автоматизации.
Конкурс «Студенческий стартап» представляет собой значимую стартовую площадку и уникальную возможность для участников стать руководителем собственного стартапа, собрать команду единомышленников и попробовать создать новый продукт, услугу или технологию. Победителям данного конкурса предоставляется денежный грант в размере 1 миллиона рублей.
Полученные средства могут быть использованы для выплаты заработной платы привлеченным специалистам, а также для покрытия расходов, связанных с регистрацией юридического лица, закупкой или арендой оборудования, материалов, комплектующих, программного обеспечения, а также регистрацией прав на интеллектуальную собственность. В конкурсе могут принимать участие физические лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования в аккредитованных образовательных организациях высшего образования Российской Федерации.
С 2022 года в России создана сеть университетских стартап-студий, на базе которых обучающиеся вузов могут в защищенных условиях попробовать себя в роли предпринимателя, а также на практике получить необходимые для создания технологического бизнеса знания и навыки. Основная цель — внедрение модели студенческого технологического предпринимательства в вузах и формирование портфелей компаний по различным технологиям, учитывающим запросы рынка.
Стартап-студия — это своего рода «фабрика стартапов», которая быстро проверяет бизнес-идеи и запускает новые компании. Она совмещает в себе функции предпринимателя и инвестора, а прибыль от успешных стартапов вкладывается в новые проекты. Первое и главное отличие от других инструментов – стартап-судия не отбирает проекты, она сама их создает, генерируя идеи путем анализа узких и пустых мест в новых индустриях и рынках. То есть стартап-студия прежде всего нацелена на бизнес, ее продуктом являются сами стартапы. Уровень поддержки стартап-студии – это ранние стадии проектов.
Компании получают поддержку на всех этапах развития, от формулировки бизнес-гипотезы до тестирования продуктов и проверки бизнес-моделей. Такой структурированный подход способствует эффективному развитию высокотехнологичных стартапов.
Тренинги предпринимательских компетенций представляют собой практико-ориентированные обучающие мероприятия с целью раскрытия предпринимательского потенциала и подготовки специалистов в области технологического предпринимательства. Тренинги проводятся во всех федеральных округах страны.
Участники смогут освоить основы технологического предпринимательства, получить практический опыт в игровом формате, провести оценку своего потенциала. Реализация данного механизма позволяет в рамках симуляции в условиях приближенных к решению реальных бизнес-кейсов с фокусировкой на выстраивание кооперационных цепочек в целях реализации технологических проектов, сформировать воронку физических лиц, предрасположенных к освоению предпринимательских навыков.
Акселераторы представляют собой значимый инструмент, нацеленный на ускоренное развитие и поддержку студенческих инициатив и проектных команд, где начинающий студент-предприниматель может прокачать свой проект или бизнес-гипотезу.
Программы предназначены для содействия их участникам в усовершенствовании своих идей и проектов, развитии необходимых компетенций, а также обеспечении эффективного продвижения к созданию полноценного бизнеса.
Основная цель акселераторов заключается в предоставлении студентам, независимо от стадии развития их инициатив, доступа к комплексным ресурсам, включая экспертное наставничество и индивидуальную поддержку. Эти программы облегчают проверку бизнес-моделей, разработку концепций и тестирование идей в реальной среде. Участники получают персональное сопровождение своих проектов, а также возможности для взаимодействия с опытными наставниками и экспертами в области бизнеса.
Программа акселератора обеспечивает всесторонний подход, охватывающий как теоретические, так и практические аспекты технологическогопредпринимательства. Онидаютстудентам широкийспектр знаний и навыков, необходимых для эффективного запуска и управления стартапами.
Университетские венчурные фонды (УВФ) – инструмент финансовой поддержки университетских стартапов с высоким уровнем технологической готовности, реализуемых в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и технологий в России.
Основная задача –привлечь инвестициис позднихстадий, чтобыпомочь стартапам перейти к этапу масштабирования своих продуктов. Фонды предоставляют займы, которые можно конвертировать в акции компании, что включает не только финансовую поддержку, но и доступ к опыту и знаниям опытных инвесторов. Это создает долгосрочные стимулы для участия инвесторов с поздних стадий в ранних этапах финансирования, что приводит к увеличению объемов инвестиций в университетские технологические стартапы.
Предпринимательская точка кипения — пространство коллективной работы, где обучающиеся и сотрудники университетов могут получить консультации и методическую поддержку экспертов в сфере технологического предпринимательства, а также организовывать поиск инвесторов для поддержки своих стартап-проектов.
Интеграция с вузами, предприятиями и городскими пространствами стимулирует технологическое развитие на местах. Сотрудничество с бизнес-организациями, исследовательскими учреждениями и институтами развития поддерживает местные команды в запуске и масштабировании проектов.
Участники могут формировать новые формы сотрудничества, обмениваться практиками, развивать лидерские качества и получать обратную связь. Они могут расширять профессиональные сообщества, проверять гипотезы и формировать команды с уникальными компетенциями.
В 2022 году в целях привлечения внебюджетного финансирования в создаваемые университетские стартапы принята Программа возмещения инвестиций частным инвесторам (бизнес-ангелам). Общий размер возмещения, на который может претендовать инвестор, не может превышать 50% инвестицийи и 100% суммы налога на доходы физических лиц, уплаченной инвестором за 3 предшествующих года, при этом максимальная сумма возмещения одному инвестору за осуществление инвестиций в один стартап не может превышать 20 млн рублей. Минимальный объем инвестиций – не менее 0,5 млн рублей.
Инвесторы могут выбирать удобную форму инвестиций: вклад в капитал, имущество, акции или конвертируемый заем. Они становятся акционерами или собственниками проекта и получают прибыль от его деятельности.
Программа позволяет инвестировать не только в резидентов Фонда «Сколково», но и в перспективные университетские стартапы. Ограничений на количество инвестируемых стартапов нет.
Подробнее о возмещении инвестиций: https://univertechpred.ru/vozmeschenie-investitsiy/
XXI век — время прорывных технологий и невероятных инноваций, создавать которые — профессия завтрашнего дня! Наука стала сферой, где талантливая молодежь может найти себя и успешно развиваться.
Сегодня Россия взяла курс на инновационный прорыв. Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Его ключевая задача — воспитание и поддержка нового поколения ученых, способных совершать великие открытия.
В рамках нацпроекта «Наука и университеты» выделяются значительные средства на поддержку ученых и создание научных центров с первоклассными условиями для исследовательской работы. Кроме этого, проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.
В 2024 году:
- 362 500 бюджетных мест для очного обучения по программам бакалавриата и специалитета.
- 35 250 иностранных граждан привлечены на обучение с помощью олимпиад и конкурсов.
- 7 500 научных проектов по приоритетам научно-технологического развития.
- 7 000 грантов аспирантам в рамках реализации научных и научно-технологических проектов.
- 950 сотрудникам научных и образовательных организаций по программе подготовки управленческих кадров провели обучение.
- 900 молодежных лабораторий.
- 800 руководителей научных и образовательных организаций – кадровый резерв.
- 600 программ внутрироссийской академической мобильности с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и развития приоритетных территорий.
- 500 субсидий на проведение обучения по программам повышения квалификации научно-педагогических работников для разработки и реализации дисциплин в области правовой охраны, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и разработок.
- 300 поддержанных научных проектов и исследований в сфере общественно-политических наук.
- 156 лабораторий мирового уровня.
- 15 центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий в рамках НОЦ.
В 2024 году:
- 750 российских научных журналов включены в международные базы данных (WEB of Science или Scopus, WEB of Science и Scopus).
- 238 морских экспедиций на научно-исследовательских судах.
- 42 мероприятиям в области синхротронных и нейтронных исследований оказана государственная поддержка.
- 35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров.
- 35 центрам трансфера технологий и 16 научным центрам мирового уровня оказана господдержка.
- 30 ежегодных подписок в информационно-коммуникационной сети "Интернет" к научным журналам, базам данных научного цитирования.
- 25 мероприятиям развития генетических технологий и 11 региональным научно-образовательным математическим центрам оказана государственная поддержка.
- 24 центра Национальной технологической инициативы созданы и поддержаны.
- 19 мероприятий для вовлечения университетов в создание экосистемы студенческого технологического предпринимательства.
- 5 масштабным научным проектам мирового уровня оказана господдержка.
- 4 международных математических центра мирового уровня.
- Сеть из 3 биоресурсных центров.
- 3 центрам геномных исследований мирового уровня (консорциумам) обеспечена государственная поддержка программ создания и развития.
- Разработан НПА для создания и развития агробиотехнопарков.
- Международные научные исследования на уникальной научной установке класса «мегасайенс» - Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК и в Комплексе сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA.
В 2024 году:
- Поддержка научно-производственной кооперации 104 вузов, научных учреждений и производственных предприятий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств.
- 102 университета поддержаны с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для
- 15 научно-образовательных центров мирового уровня.
- Сеть из 8 специализированных учебных научных центров по подготовке высококвалифицированных кадров на базе ведущих университетов.
- Нормативно-правовая база для реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
- Методика учета доли трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования (ООВО).
-
Механизм привлечения и учета внебюджетных источников финансирования в сектор исследования и разработок.
- обновление приборной базы ведущих организаций;
- продолжение создания уникальных научных установок класса «мегасайенс»;
- строительство и модернизацию научно-исследовательского флота;
- совершенствование цифровой инфраструктуры науки и образования;
- обеспечение комфортных условий для обучающихся и научно-педагогических работников.
В 2024 году:
- 19 инжиниринговых центров.
- 13 комплексов цифровых сервисов и решений в сфере науки и высшего образования.
- Модернизированы 5 действующих научно-исследовательских судов: «Академик Николай Страхов», «Академик Сергей Вавилов», «Академик М.А.Лаврентьев», «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Иоффе».
- 2 новых научно-исследовательских судна неограниченного района плавания.
- Обновленная инфраструктура и приборная база ведущих организаций.
- Повышенный уровень технической вооруженности сектора исследований и разработок.
- Финансовая поддержка развития национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения в интересах ведущих научных и образовательных организаций.
- Уникальная научная установка класса «мегасайенс» ЦКП "СКИФ" с 6 экспериментальными станциями.
- Уникальная научная установка класса «мегасайенс» на о. Русский в Дальневосточном федеральном округе.
- Исследовательские станции Международного центра нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК.
- Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сферы высшего образования и дополнительного профессионального образования.
- Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов».
- Научно-образовательный медицинский центр ядерной медицины на базе НИЦ «Курчатовский институт».
- Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния научно-технического обеспечения исследований в области генетических технологий.
- Модернизированное опытное производство НИЦ «Курчатовский институт».
Что такое НОЦ и зачем они нужны?
Научно-образовательный центр мирового уровня – поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра.
Научно-образовательные центры (НОЦ) создаются в регионах с учетом местных направлений и нужд. Прежде всего НОЦ призваны наладить связь между тем, что происходит в лабораториях, и бизнесом.
На государственном уровне для молодых ученых, осуществляющих перспективные исследования по направлениям научно-технологического развития и модернизации российской экономики, установлена система мер поддержки – финансовых, социальных и профессиональных.
Финансовая поддержка включает в себя гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук, президентские и правительственные стипендии для молодых ученых и аспирантов, а также гранты, предоставляемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Социальная поддержка связана с вопросом обеспечения молодых ученых жильем. Что касается профессиональной поддержки, то здесь она связана с созданием научно-образовательных и научных центров мирового уровня, а также запуском федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», который направлен на обновление приборной базы.
Развитие кооперации между наукой и крупными российскими предприятиями – одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». Важную роль в коммерциализации научных исследований и разработок, а также их трансфере в реальный сектор экономики играют инжиниринговые центры.
Благодаря работе Инжиниринговых центров увеличивается эффективность осуществления вузами научной и образовательной деятельности, расширяется спектр фундаментальных и прикладных исследований. Создание инжиниринговых центров позволяет обеспечить коммерциализацию и вывод на рынок результатов исследований и разработок, а также ускорить процесс импортозамещения.
«Приоритет 2030» представляет собой программу государственной поддержки российских университетов, цель которой сформировать к 2030 году более сотни прогрессивных современных учебных заведений — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Программа направлена на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Она также призвана поддержать вклад российских университетов в достижение национальных целей развития России до 2030 года.
БУКЛЕТ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ»
«Национальные проекты России представляют собой масштабные
государственные программы, направленные на развитие ключевых сфер жизни общества. Эти долгосрочные инициативы, реализуемые по поручению Президента России Владимира Путина, призваны внести существенные изменения в экономику, социальную сферу и инфраструктуру, а также улучшить качество жизни людей.
С 2025 стартует реализация новых национальных проектов, рассчитанных на период до 2030 года, включая:
· «Семья» · «Кадры»
· «Молодежь и дети»
· «Продолжительная и активная жизнь»
· «Новые технологии сбережения здоровья» · «Экологическое благополучие»
· «Инфраструктура для жизни»
· «Международная кооперация и экспорт» · «Эффективная транспортная система»
· «Туризм и гостеприимство» · «Транспортная мобильность»
· «Экономика данных и цифровая трансформация государства» · «Эффективная и конкурентная экономика»
· «Средства производства и автоматизации» · «Беспилотные авиационные системы»
· «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»
· «Новые материалы и химия»
· «Новые энергетические технологии (в том числе атомные)» · «Перспективные космические технологии и сервисы».
Особое внимание в рамках национальных проектов уделяется развитию научной и образовательной сферы. Национальный проект «Наука», действовавший с 2018 года, трансформировался в национальный проект «Наука и университеты», сохранив свою ключевую направленность
на развитие научно-образовательной инфраструктуры, поддержку научных исследованийиразвитие высшегообразования. С 2025года большая часть мер перешла в национальный проект «Молодежь и дети».
Государство уделяет этому особое внимание, предоставляя молодым людям широкий спектр высококачественных образовательных программ, стипендий, грантов и других возможностей для самореализации.»
ОСНОВНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ МИНОБРНАУКИ РОССИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Передовые инженерные школы (нацпроект «Молодежь и дети») Проект «Передовые инженерные школы» направлен на подготовку
высококвалифицированных инженерных кадров для обеспечения технологического суверенитета страны. Ключевая задача – создание новой модели инженерного образования, ориентированной на потребности современной экономики и высокотехнологичных отраслей. ПИШ реализуют ведущие университеты и компании-партнеры, нацеленные на формирование комплексных компетенций для решения актуальных инженерно-технических задач.
Цель: К 2030 году создать не менее 50 новых передовых инженерных школ дополнительно к 50 имеющимся, то есть в общей сложности развернуть по стране сеть из 100 таких школ, которые будут готовить специалистов высшей квалификации.
Подробнее о ПИШ: https://engineers2030.ru